Фрагмент для ознакомления
2
Право и организация социального обеспечения
1. Государственная социальная поддержка малообеспеченных категорий граждан. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Государственная социальная поддержка малообеспеченных категорий граждан осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи».
Так, Федеральный закон указывает, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и т.д.).
На основании ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2. Конвенция ООН о правах инвалидов и доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция) была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, целью которой является защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод.
Конвенция дает следующее определение категории «инвалид» - лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которое при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Положения Конвенции основываются на принципах уважения присущего человеку достоинства, недискриминации, уважения особенностей инвалидов, равенства возможностей, доступности.
Ст. 10-30 Конвенции закрепляют права инвалидов на: жизнь и ее эффективное обеспечение; равенство перед законом в части реализации своей правоспособности; доступ к правосудию, предусматривая процессуальные коррективы; свободу и личную неприкосновенность; свободу от пыток, унижающих достоинство видов обращения и наказания, медицинских и научных опытов; свободу от эксплуатации, насилия и надругательства; защиту личной физической и психической целостности; свободу передвижения и гражданства; самостоятельность образа жизни и вовлечение в местное сообщество; индивидуальную мобильность; свободу выражения мнения и доступ к информации (в частности, признание и поощрение использования жестовых языков, азбуки Брайля); неприкосновенность частной жизни; уважение дома и семьи (в частности, признание право на брак и рождение детей); образование (в частности, на инклюзивное и бесплатное начальное и среднее образование в месте проживания); здоровье (обеспечение набором качественных и бесплатных либо недорогих медицинских услуг вблизи от места проживания); абилитацию и реабилитацию; труд и занятость (в частности, отсутствие дискриминации при приеме на работу, справедливые и благоприятные условия труда, расширение возможностей для предпринимательства); достаточный жизненный уровень и социальную защиту (в частности, доступ к программам государственного жилья, пенсионным пособиям и программам); участие в политической, общественной и культурной жизни.
Кроме того, ст. 6-7 отдельно закрепляют права женщин-инвалидов и детей-инвалидов на обеспечение полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод.
Ст. 9 закрепляет меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидов к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Так государства-участники Конвенции берут на себя обязательства: по разработке минимальных стандартов, обеспечивающих доступность объектов и услуг; соблюдению частными предприятиями всех аспектов доступности для инвалидов; по оснащению зданий и других объектов знаками, выполненными Азбукой Брайля; по предоставлению различных видов услуг помощников и посредников (проводники, чтецы, сурдопереводчики); по поощрению доступа инвалидов к информационно-коммуникационным технологиям.
Данная Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в сентябре 2012 года.
3. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания регулируется ст. 23.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и является одной из форм общественного контроля.
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.